КИР-2016

Времена Ивана Грозного в искусстве

Иван Грозный



Иван Васильевич Грозный
"Иван Васильевич Грозный"
Вейгель
Гравюра конца XVI в
Иван Васильевич Грозный
"Иван Васильевич Грозный"
Миниатюра из царского «Титулярника»
1672 год.
Иван Васильевич Грозный
"Иван Васильевич Грозный"
Неизвестный художник
Создан 1680 г. Холст, масло
Находится в Государственном Русском музее, Михайловский замок
Царь и великий князь Иван Васильевич
"Царь и великий князь Иван Васильевич."
Немецкая гравюра XVI века
Иван Васильевич Грозный
"Иван Васильевич Грозный"
Парсуна царя Ивана IV Грозного
Хранится в музее Копенгагена.

Судя по всему, самый древний и похожий из сохранившихся портретов царя. Все остальное — «воображаемые» портреты, написанные намного позднее. Изображение похоже на икону — такие портреты называются «парсуной», от слова «персона». Сходство добавляет греческая кровь царя, ведь его бабушка была Палеолог, от нее он и унаследовал большие темные глаза и нос той самой формы, которую часто можно встретить на иконах.

Картине повезло дойти до наших дней, потому что хранилась она не в России. В 1677 году царь Федор III Алексеевич преподнес ее в качестве подарка датскому королю. Так парсуна попала в Национальный дворец Дании, где прекрасно себя чувствует. Впрочем, некоторые учёные вполне правдоподобно доказывают, что эта парсуна - подделка конца 19 века на основе иконы с изображением лысоватого апостола Павла.

Иван Васильевич Грозный
Портрет царя Ивана IV Васильевича Грозного
Неизвестный художник
Создан не ранее первой четверти ХVIII века
Холст, масло, 68х53
Находится в Нижнетагильском музее изобразительных искусств
Первые парсуны на Руси появились к концу XVIвека, они еще сохраняют некий схематизм, плоскостность и узорочье, как на иконе, и допускают конкретность лишь в деталях. Главное в парсуне - положение портретируемого, его место на социальной лестнице. В большинстве парсун авторство установить невозможно, они писались безымянным художниками: в XVII-XVIII веках, в период зарождения первых портретов, художники в основном были выходцами из иконописных мастерских, где имя значения не имело. Не имеет автора и парсуна, находящаяся в музее. Художник, несомненно, был русским, скорее всего из московской иконописной мастерской. Во второй четверти XVII века в русской культуре возник интерес к московской старине и к личности Ивана Грозного, сложился иконографический тип изображения царя. Тогда, видимо, и была создана неизвестным художником парсуна Ивана Грозного. Автор не был близок к царскому дому, но, вероятно, видел царские одеяния, так как в написании не совершил ошибок. Вероятнее всего, появление портрета - это выражение симпатии художника к Ивану Грозному.
Царь Иоанн Васильевич Грозный
"Царь Иоанн Васильевич Грозный."
С портрета, находящегося в Кунсткамере Академии наук
Иван Грозный
Иван Грозный
Художник Лебедев Клавдий Васильевич
Царь Иван Грозный
"Царь Иван Грозный"
Художник Шишкин Андрей Алексеевич
Время создания 2009 г.
Венчание и принятие царского титула Иоанном IV
"Венчание и принятие царского титула Иоанном IV"
Художник Клавдий Лебедев

16 января 1547 года состоялась церемония венчания на царство Ивана IV. Принятие царского титула, безусловно, было очень важным шагом и для самого Ивана, и для страны.

На Руси царями именовали императоров Византии да ханов Золотой Орды. А теперь появлялся и свой монарх с титулам, равным титулам иноземных правителей.

«Царь» в отличие от «великого князя » воспринимался не как первый среди равных, а как стоящий на более высокой ступени, над всеми. И в международных отношениях титул царя соответствовал титулам короля и императора.

Памятник Ивану Грозному в Орле.
Памятник Ивану Грозному в Орле.
Скульптор Молчанов О.И.
2016 г.
Иван Грозный и его мамка
"Иван Грозный и его мамка."
Художник Вениг Карл Богданович(1830-1908)
Время создания 1886 г.
Находится в Харьковском государственном музее изобразительных искусств"
Английское посольство.
«Английское посольство.»
Данилевский Евгений Иванович
1875
Царь Иван IV Грозный.
"Царево молчание"
Картина Павла Рыженко
Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею
«Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею.»
Литовченко Александр Дмитриевич
1875
Царь Иван Васильевич Грозный
«Царь Иван Васильевич Грозный»
Картина Васнецова В.М.
Написана 1897 г.
Холст, масло
Находится в Третьяковской галерее

Портрет великого самодержца Всея Руси был показан Васнецовым на юбилейной XXV выставке работ Товарищества Передвижников. Художник считал, что именно это полотно достойно представит его творчество.

Идея написания портрета царя Ивана IV пришла к художнику при переезде в Москву в 1878 году. Гуляя по городу и осматривая памятники глубокой старины, восхищаясь Кремлевскими стенами и благоговея перед величественным собором Василия Блаженного – лучшего достижения зодчества времен Ивана Грозного, художник всюду видел образ царя, слышал его властный голос, тяжелую поступь его шагов и удары посоха. В глазах убежденного монархиста Васнецова Иван IV был едва ли не самой яркой и одиозной фигурой из всех, когда-либо властвовавших на русской земле правителей. Представляя грозного царя в различных композиционных вариантах описания, художник остановился на идее создания портрета.

Для полного воплощения замысла художника подгрудного изображения царя было недостаточно. Величие самодержца можно было достоверно показать лишь изобразив его в полный рост. Фигура царя занимает вертикальное полотно практически целиком, что до предела увеличивает и без того глубокое ощущение исторической и культурной значимости Ивана Грозного в судьбе вверенного ему государства.

Царь изображен на лестнице в одной из своих палат. На нем – истинно царское одеяние, тщательно выписанное художником в точном соответствии с исторической действительностью: золотистый парчовый наряд с темным восточным орнаментом, инкрустированные сапоги красного бархата и соответствующий головной убор. В одной руке правитель крепко сжимает посох. И это совсем не опора. Государева рука держит настоящее оружие. Именно посох проткнул ногу слуги заклятого врага – князя Курбского, не раз гулял он по спинам неугодных бояр, ему же было суждено прервать жизнь наследника престола. Другая же рука перебирает четки – символ глубокой веры и уважения православных традиций. Под ногами Ивана Грозного – красная ковровая дорожка. Еще мгновение, и царь ступит на изображенного на ней двуглавого орла – герба державы. Так и в реальной жизни: подчинить себе государство, сломать его устройство и установить свой порядок, осовременив его и сделав максимально управляемым. Пусть и страшной кроваво-красной ценой.

Но все же, главное в картине – не поза царя, не детали одежды или интерьера. Главное – лицо самодержца. Художнику удалось передать на холсте многогранность исторической личности. Иван IV – не только «Грозный», но и невероятно мудрый правитель, человек твердой воли, недюжинной силы ума, решительный и суровый. Волею судьбы, особенностями эпохи и непосредственным окружением царя сделали его замкнутым, скрытным, подозрительным, и, как следствие, одиноким. От одного его имени пробирала дрожь и появлялся панический страх у большей части бояр и других людей, окружавших царя. Но можно было ли стать иным, будучи с рождения погруженным в сеть заговоров, измен, интриг и убийств близких? Все это отражено во взгляде великой личности, взирающей на зрителя с картины Васнецова.

Большое внимание уделил художник написанию фона картины. В отличие от монаршего одеяния, окружающая правителя обстановка – плод творческий фантазии мастера. Полотно демонстрирует лишь небольшую часть внутренней лестницы палат и вид из окна, открывающий взгляду части современных царю архитектурных построек. При этом Васнецову невероятно достоверно удалось показать всю полноту своеобразия старинного русского зодчества. Глядя на картину, зритель может прочувствовать узость лестницы и ее крутые повороты, увидеть небольшое окошко с полукруглым завершением – отличительные черты старинных древнерусских строений, рассмотреть шатровую колокольню и деревянные островерхие крыши слагающих московские улочки домов. Смиренно притихла средневековая, укрытая снегом, Москва. Тверд и суров ее правитель.

Иван Грозный
"Иван Грозный"
Скульптор Антокольский. М.М.
Русский музей.
Фреска царя Иоанна Грозного
Фреска царя Иоанна Грозного.
Грановитая палата Московского Кремля
Конец XVI в.
Смерть Ивана Грозного
"Смерть Ивана Грозного"
Художник Маковский Константин Егорович
Смерть Ивана Грозного
"Митрополит перед кончиной Ивана Грозного посвящает его в схиму""
Художник Петр Геллер
Скульптурный портрет Ивана Грозного
Скульптурный портрет Ивана Грозного.
Реконструкция Михаила Герасимова
Скульптурный портрет Ивана Грозного
Деталь русской пушки "Ревельский лев" со скульптурным изображением, предположительно царя Ивана Грозного

Жены Ивана Грозного

Иван Грозный выбирает невесту
"Иван Грозный выбирает невесту"
Художник Гороховская Т.
Под венец
"Под венец"
Художник Константин Маковский
Терем царевен
"Терем царевен "
Художник М.Клодт












Анастасия Романовна

Царица Анастасия
"Царица Анастасия на Памятнике 1000-летие России"
Царица Анастасия
"Царица Анастасия"
Боярыня у окна
"Боярыня у окна"
Художник Константин Егорович Маковский
1885






















Мария Темрюковна

Мария Темрюковна
"Мария Темрюковна"
Художник Александр Левченков
2009 г.
Памятник русской царице Марии Темрюковне в центре Нальчика
Памятник русской царице Марии Темрюковне в центре Нальчика
Портрет
"Портрет"
Художник Константин Егорович Маковский






















Марфа Васильевна Собакина

Царская невеста
"Царская невеста"
Художник Пекуровский
Царская невеста
Скульптурная реконструкция Марфы Собакиной
Скульптор Никитин С.А.
Царская невеста
Нина Маслова в роли Марфы Васильевны





















Анна Колтовская

Чарка мёда
"Чарка мёда"
Художник - Константин Егорович Маковский
""






















Василиса Мелентьевна

Василиса Мелентьевна и Иван Грозный
"Василиса Мелентьевна и Иван Грозный"
Художник Неврев Н. В.
Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву
"Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву"
Художник Седов Г. С.























Мария Долгорукая

Русская красавица в кокошнике
"Русская красавица в кокошнике"
Художник - Константин Егорович Маковский
Боярский свадебный пир в XVII веке.
"Боярский свадебный пир в XVII веке."
Художник - Константин Егорович Маковский




















Мария Нагая

Мария Нагая и царевич Димитрий
"Мария Нагая и царевич Димитрий"
Художник Блинков Сергей Витальевич
2004-2005
Мария Нагая - последняя жена Ивана Грозного
"Мария Нагая - последняя жена Ивана Грозного"




















Дети Ивана Грозного

Царевич Иван Иванович на прогулке
"Царевич Иван Иванович на прогулке"
Художник Авилов Михаил Иванович
Иван Грозный и сын его Иван
"Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 г."
Картина Репина И.Е.
Иван Грозный у тела убитого им сына
"Иван Грозный у тела убитого им сына"
Художник Шварц В.Г.
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
Фёдор I Иоаннович
"Фёдор I Иоаннович"
Портрет из «Царского титулярника»
Царевич Дмитрий
"Царевич Дмитрий."
Художник Илья Глазунов
1967 год
Царевич Дмитрий
"Царевич Дмитрий."
Картина М. В. Нестерова
1899 год

Войны Ивана Грозного



Покорение Казани

Фрагмент иконы Успенского Собора Московского Кремля Благословенно 
		Воинство Небесного Царя
Фрагмент иконы Успенского Собора Московского Кремля
"Благословенно Воинство Небесного Царя"

«Благословенно воинство Небесного Царя» (в советском искусствознании — «Церковь воинствующая») — икона, написанная в 1550-х годах по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года.

Предполагаемым автором иконы считают протопопа Благовещенского собора Кремля и царского духовника Андрея (с 1564 года — московский митрополит Афанасий).

Икона находилась у южных врат кафедрального Успенского собора Московского Кремля возле царского места. Икона вместе с молебным местом царя, украшенным рельефами на сюжет «Сказания о князьях Владимирских», должна была демонстрировать преемственность власти московских царей от великих князей киевских и владимирских.

В начале XX века икона находилась в мироваренной палате Кремля, а в 1919 годупоступила в собрание Государственной Третьяковской галереи.

Название иконы заимствовано из богослужебных песнопений, посвященных мученикам («Благословенно воинство Небесного Царя, аще и земнороднии беша страстотерпцы, но ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесах нерадиша и страданьми бесплотных сподобишася чести» — Октоих, стихира V гласа к мученикам).

Центральную часть композиции занимает развернутое шествие святых воинов под предводительством небесного воеводы — Архангела Михаила на крылатом коне. Конные и пешие воины движутся тремя рядами от горящего города к небесному граду (Небесному Иерусалиму), стоящему на горе и увенчанному шатром. В соответствии с текстом Откровения, гору с небесным градом окружает «чистая река воды жизни». Перед городскими стенами представлены Богоматерь с младенцем Христом, который вручает ангелам небесные венцы. Летящие навстречу воинству ангелы увенчивают праведников.

Исходная мысль для необычной иконографической программы была почерпнута, по-видимому, из послания апостола Павла к евреям: «...ибо не имеем мы здесь пребывающего града, но в грядущем града себе взыскуем»). Содержание ее перекликается также с песнопениями Октоиха и других богослужебных книг, в которых прославляются мученики, пожертвовавшие своей жизнью ради истинной веры и получившие в награду небесное блаженство. Важным иконографическим источником здесь послужили также тексты Откровения Иоанна Богослова, содержащие не только описание Небесного Иерусалима, но и противоположный ему образ «погибельного града» — поверженного Вавилона, «духовного Содома и Египта», восходивший к «погибельным царствам» из эсхатологического видения пророка Даниила. Эта тема раскрывается в иконе не только через противопоставление двух градов, но и в символическом изображении трех водоемов у подножия райской горы, один из которых пересох («...источник воды живой оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды».

Вместе с тем, замысел иконы мог быть связан и с конкретными историческими событиями — как полагает большинство исследователей, она была исполнена в память о взятии Казани русскими войсками в 1551 году. Накануне Казанского похода митрополит Макарий в своем послании в Свияжск обещал отпущение грехов всем участникам похода и мученический венец — погибшим за правую веру. Таким образом, деяния погибших приравнивались к подвигу мучеников древности, а сами они становились членами единого небесного воинства.

Взятие Казани в 1552 году
Взятие Казани в 1552 году
В. С. Бодров
«Взятие Казани Иваном Грозным»
«Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года»
Художник Угрюмов Г.И.
«Покорение Казани»
«Покорение Казани - казанские старшины и воины перед Иваном IV»
Художник Кившенко Алексей Данилович
1880
«Взятие Казани Иоанном Грозным»
«Взятие Казани Иоанном Грозным»
Художник Коровин Петр Иванович






















































Война с Крымом

Татары гонят плен
Татары гонят плен. Рисунок XV в.
Засечная черта. Южный рубеж.
Засечная черта. Южный рубеж.
М. Пресняков. 2010 г.
На сторожевой границе Московского государства
На сторожевой границе Московского государства
С. В. Иванов. 1907
Царю Иоанну IV вручают трофеи.
«Царю Иоанну IV вручают трофеи, взятые у Девлет-Гирея князем Воротынским, 1572 год»
Б. Чориков
































Ливонская война

Поход москвитян
Поход москвитян. XVI век.
С. В. Иванов. 1903
Гонец XVI века
«Гонец XVI века»
Шварц Вячеслав Григорьевич. 1868
Государственная Третьяковская галерея
Подвиг русских пушкарей под Венденом. 1578 г.
"Подвиг русских пушкарей под Венденом. 1578 г."
Художник В.А. Нечаев.
Взятие Иваном Грозным крепости Кокенгаузен
"Взятие Иваном Грозным крепости Кокенгаузен". Событие 1577 года.
Художник П.П. Соколо-Скаля
1943 год
Осада Пскова
Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году.
Карл Брюллов.
Папские послы у Ивана Грозного
« Папские послы у Ивана Грозного»
Михаил Нестеров
1884















































Опричнина

Опричники
" Опричники. XVI век "
Ефошкин Сергей
Иван Грозный в Александровой слободе
"Иван Грозный в Александровой слободе"
Мария Подкопаева
Опричники в доме боярина
"Опричники в доме боярина"
Новоскольцев А.
Царь Иван IV Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозерского монастыря) благословить его в монахи
""Царь Иван IV Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозерского монастыря) благословить его в монахи "
Художник Лебедев К.В.
Иван Грозный и Малюта Скуратов
Иван Грозный и Малюта Скуратов.
Седов Г.С. (1870)
Опричник
"Опричник"
Малюта Скуратов
Царский указ. Малюта Скуратов
Рыженко П.В.
Иоан Грозный
"Иоан Грозный"
Художник Павлов П.
Опричники
«Опричники»
Картина Николая Васильевича Неврева
Создана ранее 1904 г. Холст, масло
Находится в Гос. музее изобразительных искусств Кыргыстана

К началу опричнины конюший боярин И.П. Федоров-Челяднин стал одним из главных руководителей земской думы. По свидетельству современников, царь признавал его самым благоразумным среди бояр и вверял ему управление Москвой в свое отсутствие. На первом году опричнины Челяднин возглавил московскую семибоярщину, а позже от имени царя произвел размен и конфискацию Старицкого удельного княжества. Боярин был одним из самых богатых людей своего времени. Он отличался честностью и не брал взяток, благодаря чему его любили в народе. Можно проследить за службой Челяднина месяц за месяцем, неделю за неделей вплоть до роковых дней роспуска Земского собора, когда в его судьбе наступил решительный перелом. Конюшего отстранили от руководства земщиной и отправили на воеводство в пограничную крепость Полоцк.

То было начало расплаты за поддержку в 1566 году челобитной царю от земских людей об отмене опричнины. Боярин отказался от предложения польско-литовского правительства бежать за границу, спасая жизнь, а затем и выдал царю тайного посланника короля Сигизмунда, предлагавшего ему участие в заговоре против Ивана Грозного. Но доверие царя вернуть не удалось. Фёдоров-Челяднин был убит 11 сентября 1568 года; погибли две сотни его родственников и слуг, а также другие земские деятели и их слуги. Убийство боярина царь обставил особым ритуалом. В парадных покоях Большого Кремлевского дворца он собрал членов думы и столичное дворянство и велел привести осужденных. Конюшему он приказал облечься в царские одежды и сесть на трон. Преклонив колена, Грозный напутствовал несчастного иронической речью: «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!». Экзекуцию начал сам царь, ударивший боярина ножом. По приказу самодержца земские и опричники, присутствовавшие в зале, ст али наносить новые удары по телу, даже когда он перестал подавать признаки жизни.

Фёдорова-Челяднина обвиняли в заговоре в пользу последнего удельного князя Владимира Андреевича Старицкого (внука Ивана III). Обвинение служило не более чем предлогом для расправы с влиятельными боярами, способными оказать реальное сопротивление опричной политике.

Опричники и бояре
"Опричники и бояре"
Художник Худяков В.Г.
2007
Грозный в Александровской слободе.
"Грозный в Александровской слободе."













































































Поход против Новгорода и Пскова

Опричники в Новгороде
"Опричники в Новгороде"
Авилов М.И.

В декабре 1569 г., подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно совершившего самоубийство по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода.

2 января 1570 г. войска вступили в Новгород, и опричники начали свою расправу с жителями: людей забивали до смерти палками, бросали в реку Волхов, ставили на правёж, чтобы принудить их к отдаче всего своего имущества, жарили в раскалённой муке.

Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число избитых достигало полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500 − 600 человек, считались счастливыми. Шестую неделю царь провёл в разъездах с опричниками для грабежа имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, избит скот.

Несмотря на новгородские летописи, «Синодик опальных», составленный около 1583 года, со ссылкой на отчёт Малюты Скуратова, говорит о 1505 казнённых под контролем Скуратова.

Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса
"Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса"
Иван Пелевин
Опрична
"Опрична"
Картина Ореста Бетехтина
Создание 1999 г.
холст, масло, 225х350

Картина заслуженного художника России Ореста Бетехтина "Опричнина" (Иван Грозный в Великом Новгороде в 1570 году) создавалась в течение трёх лет. Выставлялась на юбилейной выставке Академии Художеств, на персональной выставке в выставочном центре Санкт-Петербургского союза художников. Опубликована в книге "Художники России миру"и других изданиях.

































Жертвы Ивана Грозного

Иван Грозный
"Иван Грозный"
Вишняков Олег Николаевич
Казнь боярина
Казнь боярина
художник В.Владимиров
Иван Грозный
"Иван Грозный"
Глазунов И.А.
Московский застенок. Конец XVI века
"Московский застенок. Конец XVI века"
Аполлинарий Васнецов




































Современики

Митрополит Макарий
Митрополит Макарий
Сильвестр и Адашев
Сильвестр и Адашев
Неизвестный художник
Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр
"Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года.."
Художник Павел Плешанов
Покорение Сибири Ермаком
Покорение Сибири Ермаком.
Художник Суриков В. И.
1895. Русский музей
Ермак
«Ермак»
М.М.Антокольский
1891. Русский музей
Шут. Опальный боярин
Шут. Опальный боярин
Николай Неврев
Князь Курбский
Князь Курбский
Рыженко П.В.
Царю Иоанну IV Васильевичу Грозному передают письмо от А. М. Курбского.
Царю Иоанну IV Васильевичу Грозному передают письмо от А. М. Курбского.
Чориков Б. А.
Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного
"Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного
Турлыгин Яков Прокопьевич"
Митрополит Филипп и Малюта Скуратов
"Митрополит Филипп и Малюта Скуратов"
Николай Неврев
1898
Иоанн Грозный и митрополит Филипп
" Иоанн Грозный и митрополит Филипп."
Художник Кузьмин О.А.
Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного
"Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного
Пукирев Василий Владимирови"
Алексей Михайлович и Патриарх Никон перед гробницей святителя Филиппа
"Алексей Михайлович и Патриарх Никон перед гробницей святителя Филиппа"
Литовченко Александр Михайлович
Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным.
"Арест митрополита Филиппа"
Художник Сергей Шелковый
Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным.
"Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным."
Картина Ростворовского С.Р.
1884 год
Послы Ермака бьют челом царю Ивану Грозному
"Послы Ермака бьют челом царю Ивану Грозному"
художник Борис Чориков

































































































Фильмы о Иване Грозном



Фильм "Иван Грозный". Режиссер Эйзенштейн С.М.

Афиша фильма Иван Грозный

«Иван Грозный» — советский художественный исторический фильм — биография, последняя картина кинорежиссёра С. М. Эйзенштейна, над которой он работал в 1940-е годы.

Состоит из двух серий: первая вышла на экраны в 1945 году, вторая — в 1958 году. Также сохранились фрагменты планировавшейся, но оставшейся незаконченной третьей серии. Фильм чёрно-белый, за исключением одной сцены второй серии («Пляска опричников») и финального эпизода.

Первая часть начинается с венчания на царство Великого князя московского и всея Руси Ивана Васильевича , который провозглашает себя царём и произносит речь о необходимости защитить Россию от внутренних и внешних врагов, не желающих видеть её великой державой и заканчивается, первая часть, отречением Ивана Грозного от престола и его отъездом в Александрову слободу .

Вторая часть называется «Боярский заговор». В ней отображены события от предательства Курбского до заговора 1569 года и смерти Владимира Старицкого.

Николай Константинович Черкасов в роли Ивана Грозного
Николай Константинович Черкасов в роли Ивана Грозного
Николай Константинович Черкасов в роли Ивана Грозного
Николай Константинович Черкасов в роли Ивана Грозного
Михаил Иванович Жаров в роли Малюты Скуратова
Михаил Иванович Жаров в роли Малюты Скуратова
Михаил Иванович Жаров в роли Малюты Скуратова
Михаил Иванович Жаров в роли Малюты Скуратова
Михаил Иванович Жаров в роли Малюты Скуратова
Павел Петрович Кадочников в роли Владимира Старицкого
Михаил Иванович Жаров в роли Малюты Скуратова
Павел Петрович Кадочников в роли Владимира Старицкого
Михаил Михайлович Назаров в роли Андрея Курбского
Михаил Михайлович Назаров в роли Андрея Курбского
Михаил Михайлович Назаров в роли Андрея Курбского
Михаил Михайлович Назаров в роли Андрея Курбского
Серафима Германовна Бирман в роли Ефросиньи Старицкой
Серафима Германовна Бирман в роли Ефросиньи Старицкой
Серафима Германовна Бирман в роли Ефросиньи Старицкой
Серафима Германовна Бирман в роли Ефросиньи Старицкой
Людмила Васильевна Целиковская в роли Анастасии
Людмила Васильевна Целиковская в роли Анастасии
Людмила Васильевна Целиковская в роли Анастасии
Людмила Васильевна Целиковская в роли Анастасии
Михаил Артемьевич Кузнецов в роли Федора Басманова
Михаил Артемьевич Кузнецов в роли Федора Басманова
Амвросий Максимилианович Бучма в роли Алексея Басманов
Амвросий Максимилианович Бучма в роли Алексея Басманова
Андрей Львович Абрикосов в роли митрополита Филиппа
Андрей Львович Абрикосов в роли митрополита Филиппа
Андрей Львович Абрикосов в роли митрополита Филиппа
Андрей Львович Абрикосов в роли митрополита Филиппа