КИР-2016

Смутное время
1598 - 1613

Смутное время
Смутное время
Художник Павел Рыженко
2003

СМУТА (Смутное время) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.

Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи 17 в., делопроизводстве московских приказов, вынесен в заголовок сочинения Григория Котошихина (Смутное время). В 19–начале 20 в. попал в исследования о Борисе Годунове, Василии Шуйском.

В советской науке явления и события начала 17 в. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой крестьянской войны (И.И.Болотникова) и совпавшей с ней по времени иностранной интервенции, но термин «смута» не использовался.

В польской исторической науке это время именуется «Димитриада», поскольку в центре исторических событий стояли Лжедмитрий I,  Лжедмитрий II,  Лжедмитрий III – поляки или сочувствовавшие Речи Посполитой самозванцы, выдававшие себя за спасшегося царевича Дмитрия.

Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и  Ливонской войны 1558–1583: разорение экономики, рост социального напряжения.

Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии 19 – начала 20 в., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в  крестьянской войне Болотникова). Церковная историография 19– начала 20 в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.

Хронологические рамки Смуты определяются, с одной стороны, смертью в Угличе в 1591 царевича Дмитрия, последнего представителя династии Рюриковичей, с другой – избранием на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича в 1613, последующими годами борьбы с польскими и шведскими захватчиками (1616–1618), возвращением в Москву главы русской православной церкви патриарха Филарета (1619).

Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова). Престол лишился последнего наследника из династии Рюриковичей.

Смерть бездетного царя Федора Ивановича (1598) позволила прийти к власти Борису Годунову (1598–1605), правившему энергично и мудро, но неспособному пресечь интриги недовольных бояр. Неурожай 1601–1602 и последовавший за ним голод стали причиной вначале первого социального взрыва (1603, восстание Хлопка). К внутренним причинам добавились внешние: объединенные в Речь Посполитую Польша и Литва спешили воспользоваться слабостью России. Появление в Польше молодого галичского дворянина Григория Отрепьева, объявившего себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием стало подарком королю Сигизмунду III, поддержавшего самозванца.

В конце 1604, приняв католичество, Лжедмитрий I с небольшим войском вступил в Россию. На его сторону перешли многие города юга России, казаки, недовольные крестьяне. В апреле 1605, после неожиданной смерти Бориса Годунова и непризнания его сына Федора царем, на сторону Лжедмитрия I перешло и московское боярство. В июне 1605 самозванец почти на год стал царем Дмитрием I. Однако боярский заговор и восстание москвичей 17 мая 1606, недовольных направлением его политики, смели его с трона. Через два дня царем был «выкрикнут» боярин Василий Шуйский, давший крестоцеловальную запись править с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда.

К лету 1606 по стране распространились слухи о новом чудесном спасении царевича Дмитрия: в Путивле вспыхнуло восстание под главенством беглого холопа Ивана Болотникова, к нему присоединились крестьяне, стрельцы, дворяне. Восставшие дошли до Москвы, осадили ее, но потерпели поражение. Болотников летом 1607 был схвачен, сослан в Каргополь и там убит.

Новым претендентом на русский трон стал Лжедмитрий II (происхождение не известно), объединивший вокруг себя уцелевших участников восстания Болотникова, казаков во главе с Иваном Заруцким, польские отряды. Обосновавшись с июня 1608 в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище «Тушинский вор»), он осадил Москву.

Второй этап Смуты связан с расколом страны 1609: в Московии образовалось два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и территории, сохраняющие верность Шуйскому. Успехи тушинцев заставили Шуйского в феврале 1609 заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам русскую крепость Корела, он получил военную помощь, и русско-шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Это дало польскому королю Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 польские войска осадили Смоленск, дошли до Троице-Сергиева монастыря. Лжедмитрий II бежал из Тушина, покинувшие его тушинцы заключили в начале 1610 договор с Сигизмундом об избрании на русский престол его сына королевича Владислава.

В июле 1610 Шуйский был свергнут боярами и насильно пострижен в монахи. Власть временно перешла к «Семибоярщине», правительству, подписавшему в августе 1610 договор с Сигизмундом III об избрании Владислава царем при условии, что тот примет православие. В Москву вступили польские войска.

Третий этап Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора, принимать православие. С нарастанием с 1611 патриотических настроений усилились призывы к прекращению раздоров, восстановлению единства.

Центром притяжения патриотических сил стали московский патриарх Гермоген, кн. Д.Т.Трубецкой. В сформированном Первом ополчении участвовали дворянские отряды П.Ляпунова, казаки И. Заруцкого, бывшие тушинцы. В Нижнем Новгороде и Ярославле собирал войско К.Минин, формировалось новое правительство, «Совет всея земли».

Первому ополчению освободить Москву не удалось, летом 1611 ополчение распалось. В это время полякам удалось после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведам – взять Новгород, во Пскове объявился новый самозванец – Лжедмитрий III, который 4 декабря 1611 был там «оглашен» царем. Осенью 1611 по инициативе К. Минина и приглашенного им Д. Пожарского в Нижнем Новгороде было сформировано Второе ополчение. В августе 1612 оно подошло к Москве и 26 октября 1612 освободило ее.

В 1613 Земский собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова, в Россию вернулся из плена его отец, патриарх Филарет, с именем которого народ связывал надежды на искоренение разбоя и грабежей. В 1617 был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Территориальные потери России смог возместить и восстановить лишь царь Петр I почти сто лет спустя.

Однако долгий и тяжелый кризис был разрешен, хотя экономические последствия Смуты – разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения страны продолжали сказываться еще полтора десятилетия.

Следствием Смутного времени стали изменения в системе управления страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего поместья и возможности законодательного закрепления за ними крестьян имели следствием постепенную эволюцию России к абсолютизму. Переоценка идеалов предыдущей эпохи, ставшие очевидными негативные последствия боярского участия в управлении страной, жесткая поляризация общества привели к нарастанию идеократических тенденций. Они выразились в том числе в стремлении обосновать незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии (особенно в противостоянии «латынству» и протестантству Запада). Это усилило антизападнические настроения, что усугубило культурную, а в итоге и цивилизационную замкнутость России на долгие столетия.



Семибоярщина

В начало

Семибоярщина

«Семибоярщина», принятое в историографии условное наименование группы бояр, взявшей на себя непосредственное управление Русским государством в середине 1610 года, вскоре после низложения царя Василия Ивановича Шуйского.

Впервые термин «Семибоярщина», вероятно, употреблён А. А. Бестужевым в сочинении «Наезды, повесть 1613 года» (1831), затем введён в научный оборот И. М. Снегирёвым («Русские в своих пословицах», кн. 3, 1832) и Н. А. Полевым («Русская вивлиофика, или Собрание материалов…», т. 1, 1833).

Семибоярщина просуществовавшая до избрания на трон царя Михаила Романова. Состояло из членов Боярской думы – князей Ф. И. Мстиславского, И. М .Воротынского, А. В. Трубецкого, Б. М. Лыкова, а также И. Н. Романова, Ф. И. Шереметева. В начале работы правительства в ней принимал участие и кн. В. В. Голицын.

Главой Семибоярщины был избран князь, боярин, воевода, влиятельный член Боярской думы с 1586 Федор Иванович Мстиславский (?–1622). В истории его политической деятельности он трижды отказывался от выдвижения на русский трон (1598, 1606, 1610), и согласился быть лишь главой объединенного боярского правительства в 1610 году.

Идея избранного боярского правительства неоднократно возникала в русской истории 16–17 вв., в том числе при Иване Грозном (Избранная рада) и Феодоре Ивановиче (в 1585 в подобное правительство входили Ф. И. Мстиславский, Н. Р. Юрьев, С. В. Годунов, князья Н. Р. Трубецкой, И. М. Глинский, Б. И. Татев, Ф. М. Троекуров), однако в полной мере реализовалась лишь в период Смуты.

История ее избрания связана с отречением царя Василия Шуйского. 17 июля 1610 бояре и дворяне во главе с воеводой Ляпуновым, ворвались в царский дворец и потребовали от Шуйского отречься от престола. В тот же день его насильно постригли в монахи. Одной из побудительных причин подобных действий был распространившийся слух о возможности объединиться с русскими сторонниками Лжедмитрия II, низложить его вместе с ними и совместно избрать нового царя, пока же прекратить междоусобную войну, избрав коалиционный орган управления из 7 бояр.

Семибоярщина
Насильственное пострижение Василия Шуйского
Гравюра П. Иванова
XIX век

24 июля польские войска во главе с С. Жолкевским подошли к Москве. Боясь искать опоры и помощи внутри страны (в стране полыхала крестьянская война под руководством московские бояре решили обратиться к полякам с предложением найти компромисс. В начавшихся переговорах представители Семибоярщины дали обещание, несмотря на протесты русского патриарха Гермогена, не избирать царём представителя русских родов.

17(27) августа 1610 поляки дали согласие правительству Семибоярщины подписать договор. Согласно ему, правителем Семибоярщины русским царём признавался сын польского короля Сигизмунда III – королевич Владислав, который призывался на русский престол. Ограждая свои привилегии, аристократическое правительство добилось включения статей, ограничивавших права Владислава (необходимость принятия им православия ещё в Смоленске, обязательство жениться только на русской, ограничение количества приближённых лиц из Польши, сохранение всех прошлых порядков с неизменным крепостным правом и т.п.).

С. Жолкевский, понимая, что подписание договора может быть негативно воспринято польским королем, направил к тому посольство в составе кн. В. В. Голицына и митрополита Филарета Никитича Романова (отца Михаила Романова). Приняв посольство, Сигизмунд III потребовал, чтобы не его сына, а его самого Семиборящина признала царем России. По его требованию С. Жолкевский привез в Польшу низложенного царя Василия Шуйского, в то время как правительство Семиборящины в ночь на 21 сентября 1610 тайно впустило в Москву польские войска, стоявшие в непосредственной близости от Поклонной горы под селом Дорогомиловым. В российской историографии этот факт рассматривается как акт национальной измены.

Наместник Владислава (т.к. королевичу было всего 15 лет) Александр Гонсевский, получивший чин боярина, стал самовластно распоряжаться в стране. С октября 1610 реальная власть в столице и за ее пределами сосредоточилась в руках военных руководителей польского гарнизона (А. Гонсевского и С. Жолкевского).

Не считаясь с русским правительством из семи бояр, он щедро раздавал земли сторонникам Польши, конфискуя их и у тех, кто оставался верен стране. Это изменило отношение самих членов правительства Семибоярщины к призванным ими полякам. Воспользовавшись растущим недовольством, патриарх Гермоген начал рассылку грамот по городам России, призывая оказывать сопротивление новой власти. За это он был взят под стражу и впоследствии казнен.

Семибоярщина номинально функционировала вплоть до освобождения Москвы Народным ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского. В польской историографии ее оценка разнится с российской. Она считается избранным правительством, на законной правовой основе (договор от 17 августа 1610) пригласившим иностранцев управлять Московией.



Лев Пушкарев

Русско-польская война 1609—1612

В начало

Русско-польская война 1609—1612
"Русско-польская война 1609—1612

Русско-польская война 1609-1618 годов, известная также как Польско-литовская интервенция — вооружённый конфликт между Россией и Речью Посполитой, в ходе которого польско-литовские войска на два года (с 1610 по 1612) оккупировали Московский Кремль.

Польские магнаты вторгались в Россию первоначально под предлогом оказания помощи Лжедмитри. I и Лжедмитрию II (в 1605 и 1607-1609 годах), а потом с прямо высказанной целью покорить Русское царство.

Самыми заметными из них были князь Роман Рожинский, ставший фактически командующим войска самозванца, Александр Лисовский, Адам Вишневецкий; затем к ним присоединился и усвятский староста Ян Пётр Сапега.


Осада Троице-Сергиевой лавры поляками 1608-1610


Троицкая осада — осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II, продолжавшаяся почти шестнадцать месяцев — с 23 сентября (3 октября) 1608 по 12 (22) января 1610, когда она была снята войсками Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди.

Троице-Сергиев монастырь (71 км сев. Москвы) представлял собой сильную крепость, прикрывавшую дорогу к Москве с севера. Он имел высокую каменную стену с 9 башнями и многочисленными бойницами, на которых размещалось до 90 пушек. Гарнизон крепости насчитывал около 2200-2400 чел. (дворяне, стрельцы, вооруженные монахи и жители посада и окрестных деревень). Руководили обороной крепости воеводы Г. Б. Долгоруков-Роща и А. И. Голохвастов.

Для осады монастыря из Тушинского лагеря, где дислоцировались войска интервентов, было направлено до 15 тыс. (по др. данным, 30 тыс.) человек и свыше 60 орудий под командованием воевод Я. Сапеги и А. Лисовского.

Оборона Троице-Сергиевой Лавры
"Оборона Троице-Сергиевой Лавры"
Художник С.Д. Милорадович
1894

Артиллерийский обстрел крепости и подкопные работы начались в октябре 1608 года. За 16 месяцев осады защитники крепости отбили 6 общих штурмов интервентов, из них наиболее значительными были 3 штурма в октябре-ноябре 1608 года. Осаждённые, ведя активную оборону, не только успешно отражали их, но и сами производили частые вылазки, нанося большой урон противнику.

9 ноября 1608 крестьяне Шипов и Слоба ценой жизни взорвали сделанный противником подкоп под монастырскую башню и разрушили батареи противника на Красной горе.

С конца ноября 1608 до мая 1609 активных боевых действий не велось. В этот период из-за цинги и других болезней гарнизон монастыря сократился более чем в 3 раза. Несмотря на это, и летом 1609 оборонявшиеся успешно отбивали вражеские штурмы.

19 октября 1609 в крепость прорвался отряд Д. Жеребцова (до 900 чел.), а 4 января 1610 - отряд Г. Валуева (500 чел.). Приближение армии М.В. Скопина-Шуйского, которая у Калязина и Александровской слободы уже нанесла поражение интервентам, вынудило польские войска (около 6 тыс.) снять осаду крепости и бежать в г. Дмитров. Таким образом имела большое стратегическое и тактическое значение: она сковала значительные силы интервентов, создав благоприятные условия для развёртывания национально-освободительного движения на севере страны и в Поволжье, а также для формирования войска Скопина-Шуйского. В результате героических действий гарнизона Троице-Сергиева монастыря связи Москвы с северо-восточными и северо- западными районами страны не были полностью прерваны.

Однако, в результате совместных действий польских интервентов и «тушинцев» положение в стране стало критическим и Шуйский призвал на помощь против поляков шведов — 28 февраля 1609 года его племянник Михаил Васильевич Скопин-Шуйский заключил договор в Выборге, по которому шведы обязались поставить войско против Самозванца, а Шуйский — отдать шведам Корельский уезд, заключить с ними союз против Польши и помочь шведам в отвоевании у поляков Ливонии. Русско-шведское войско Скопина-Шуйского нанесла ряд поражений тушинцам, освободив от них северо-запад и север России.

После заключения царём Василем Шуйским союза с враждебным полякам Шведским королевством Речь Посполитая официально, в лице короля Сигизмунда III, вступила в войну.


Смоленская оборона (1609-1611)


Смоленская оборона — героическая оборона русскими Смоленска от войск Речи Посполитой в 1609—1611 годах во время русско-польской войны 1605—1618 годов. Длилась почти два года.

Летом 1609 Речь Посполитая начала военные действия против России. Её войска вступили на русские земли, и первым городом на пути польских войск оказался Смоленск. Первые отряды Речи Посполитой, возглавляемый канцлером Литовского княжества Львом Сапегой подошли к городу 19 сентября 1609 года и начали его осаду. Смоленск обороняли гарнизон из 5,4 тысячи человек при 200 пушках и вооружённые горожане. Руководил обороной русский воевода М. Б. Шеин. Войсками Речи Посполитой командовал Сигизмунд III, оно насчитывало 12,5-тысяч человек при 30 пушках и 10 тысяч запорожских казаков.

Стрельцы
"Стена. Оборона Смоленска"
Художник Владимир Киреев

Первый штурм продолжался 25-27 сентября, но был отбит. Неудачей окончились также попытки поляков прорыть подземные ходы зимой 1609/1610 годов в крепость. Ходы были обнаружены, и в результате ряда столкновений, поляки были из них вытеснены, а сами тоннели взорваны.

После этого Сигизмунд III приступил к длительной осаде. Защитники крепости осуществляли многочисленные вылазки, постоянно тревожа польские войска. Во время одной из таких вылазок шесть смолян захватили в польском лагере королевское знамя и благополучно вернулись в Смоленск. Кроме того, в тылу польских войск действовали крестьянские партизанские отряды.

4 июля 1610 года под Клушино был разгромлен русско-шведский отряд Шуйского—Делагарди, шедший на помощь осаждаемым, в польский лагерь была доставлена осадная артиллерия. Это дало возможность Сигизмунду III активизировать боевые действия: штурмы предпринимались 29 июля, 30 июля, 21 августа, 1 декабря. Все они были отбиты защитниками города. Понеся значительные потери, поляки вновь перешли к осаде. Неудачей закончились и переговоры о сдаче с обороняющимися в сентябре 1610 и марте 1611 года.

К лету 1611 года в живых остались около 200 солдат и около 8 тысяч жителей. Решающий штурм начался в ночь на 13 июня со всех сторон. Шеин со своим отрядом вступил в бой с поляками, пытавшимися проникнуть в город сквозь пробоину в одной из стен. В этом бою он был ранен и попал в плен. Между тем горожане, несмотря, на численное превосходство врага продолжали сражаться, и последние защитники города, проникнув в Успенский собор, где хранились значительные запасы пороха, взорвали его вместе с собой и наступающими поляками.

Общие потери, понесённые польскими войсками составили около 30 тысяч человек. Большие потери и измотанность войска не позволили Сигизмунду двинуться на помощь полякам в Москве (которые были разбиты), и он ушёл обратно в Польшу.

В результате взятия города, он на 43 года он вошел в состав Великого княжества Литовского. Оборона Смоленска 1609-1611 годов является одной из самых длительных оборон города в условиях сплошной блокады во всей русской истории.


Клушинская битва 1610


Клушинская битва
"Клушинская битва

Битва при Клушине 4 июля 1610 года — решающее сражение войны с Московией 1609-1618 гг., в ходе которой войска Речи Посполитой на два года (с 1610 по 1612) заняли Московский Кремль. Одно из основных событий Смутного времени, когда на московском троне сидел сын великого князя Литовского и короля Польши Сигизмунда III Ваза.

Войска Речи Посполитой под командованием Станислава Жолкевского в количестве около 6800 человек (5500 из которых составляли крылатые гусары) разгромили 30000 московских и 5000 шведских войск.

Русский обоз, казна, артиллерия, знамена, наконец весь личный багаж полководцев, включая саблю и воеводскую булаву Шуйского, достался войску Жолкевского.

Остатки московской армии разбежались, и она фактически перестала существовать. Армия Речи Посполитой усилилась тремя тысячами бывших наемников, перешедших на службу к Сигизмунду III, и восьмитысячным русским войском Валуева, присягнувшим королевичу Владиславу после поражения.



После этого Станислав Жолкевский двинулся к Москве, где возмущенный народ во главе с Захарием Ляпуновым сверг и заточил в монастырь Шуйского, после чего городом стала править так называемая Семибоярщина. Фактически его власть не распространялась за пределы Москвы: на западе от Москвы, в Хорошёве, встали поляки во главе с Жолкевским, а на юго-востоке, в Коломенском — вернувшийся из-под Калуги Лжедмитрий II, с которым был и польский отряд Сапеги. Лжедмитрия бояре особенно боялись, потому что он имел в Москве множество сторонников и был по крайней мере популярнее, чем они.

В результате было решено договориться с поляками и пригласить на престол польского королевича Владислава на условиях его перехода в православие, как о том уже было договорено между Сигизмундом и тушинской делегацией.

17 (27) августа 1610 г. был подписан соответствующий договор между боярами и гетманом Жолкевским, и Москва целовала крест Владиславу, а к королю под Смоленск было направлено посольство во главе с князем Василием Голицыным для выработки условий воцарения Владислава и мирного договора с Польшей. Однако, опасаясь Самозванца, бояре пошли далее и в ночь на 21 сентября впустили поляков в Кремль.


Польско-литовская оккупация Москвы


Польско-литовская оккупация Москвы приходится на период с осени 1610 г. по осень 1612 г. После поражения царских войск при Клушине и после согласия Семибоярщины передать правление Владиславу, в Москву вошли без боя польско-литовские войска во главе Станислава Жолкевского. Они пришли для поддержания порядка в столице пока не прибыл новый государь в октябре - ноябре 1610 г. Его полки расположились в Москве так, чтобы можно было противостоять нападению либо отступить в Кремль.

В ноябре Жолкевский отправился на совещание в Смоленск и часть войск он взял с собой, а несколько подразделений остались в Новодевичьем монастыре.

В апреле - мае столица была освобождена на 95 %, сформированным в марте 1611 г. Первым народным ополчением. Московские интервенты оказались в осаде в кремлевском гарнизоне казаками князя Трубецкого.

Недостаток провизии привел к голоду. Польско-литовские подразделения начали покидать столицу, видя бесполезность сопротивления. Казаки Трубецкого в начале ноября взяли под контроль Москву, а 7 ноября кремлевский гарнизон сдался.



Первое ополчение.

В начало

Земское ополчение
Земское ополчение
Художник Александр Левченков

Первое земское ополчение под руководством Прокопия Ляпунова, созданное в России в 1611 году, в период Смуты для борьбы с польской интервенцией.

События Смутного времени привели к тому, что к 1611 году Россия оказалась перед опасностью потери своей национальной независимости. Боярское правительство – семибоярщина не только признало царем России польского королевича Владислава, но и в ночь на 21 сентября 1610 года впустило в Москву польские войска. В целях изгнания интервентов из Москвы в Рязани под руководством воеводы Прокопия Ляпунова стало организовываться ополчение. К нему примкнули отряды из Нижнего Новгорода, Ярославля, Суздаля, Владимира, Мурома и других мест. Ополчение формировалось из дворян, стрельцов, посадских людей, черносошных крестьян; сюда вошли казаки – «тушинцы» во главе с и И.М. Заруцким, ранее выступавшие на стороне Тушинского вора - Лжедмитрия II. Сосредоточившись в начале марта 1611 года в Коломне и Серпухове, первое ополчение направилось к Москве, где назревало антипольское восстание.

Оно вспыхнуло раньше, чем успело подойти войско Ляпунова, и было жестоко подавлено (19-21 марта). 24 марта основные силы первого ополчения (от 20 до 30 тыс. чел.) стали лагерем у Симонова монастыря. Польские войска, находившиеся в Москве (10-15 тыс. человек), во главе с гетманом А. Гонсевским предприняли вылазку и пытались в полевом бою нанести поражение ополченцам, но были разбиты.

7 апреля ополчение овладело Белым городом, в результате поляки оказались изолированными в Кремле и Китай-городе. Ляпунов надеялся взять их измором, так как овладеть укреплениями, за которыми укрывался противник, располагавший артиллерией, было трудно.

В начале июня к Москве на помощь полякам подошел отряд Я. Сапеги (5 тыс. чел.). Однако соединиться с осажденными не смог и в конце месяца отошел к Переславлю-Залесскому. Воспользовавшись этим, ополченцы 6 июля захватили Новодевичий монастырь, в котором находился отдельный польский отряд.

К этому времени среди руководителей ополчения резко обострились противоречия. «Приговором» от 30 июня 1611, принятым руководством, была намечена структура верховной власти — «Совет всей земли». В него вошли Трубецкой, Заруцкий и Ляпунов, который фактически возглавлял его.

«Приговор» отражал интересы дворянства, поскольку отменял «тушинские» жалования поместьями и требовал возвращения беглых крестьян и холопов к своим прежним владельцам (помещикам). Это вызвало недовольство казаков, входивших в состав ополчения, среди них было много беглых крестьян и холопов, привлеченных обещаниями «воли и жалования». Противоречия между дворянами и казаками умело разжигалось поляками и дополнялось интригами руководителей казацких отрядов Заруцкого и Трубецкого. Недовольство казаков дворянской политикой привело к убийству Ляпунова. Многие ратники разошлись по домам. На месте остались главным образом казаки. Власть сосредоточилась в руках Заруцкого. Вновь подошедший к Москве (14 августа) отряд Сапеги с продовольственным обозом прорвался в Кремль. Объединенными силами поляки выбили казаков из Белого города. Осада Москвы фактически прекратилась.

Окончательный распад Первого ополчения произошёл после того, как 28.7(7.8).1612 И. М. Заруцкий во главе казачьих отрядов (2,5–3 тыс. чел.) ушёл из лагерей Первого ополчения под Москвой при приближении авангарда Второго ополчения. Полк князя Д. Т. Трубецкой остался на своих позициях (главным образом в Замоскворечье) и активно участвовал в решающих сражениях с отрядами Я. К. Ходкевича 22–24.8(1–3.9). В конце сентября 1612 произошло слияние управленческих структур обоих ополчений.

Первое ополчение стало первой попыткой самоорганизации сословий и сословных групп (главным образом разных слоёв «служилых людей воинского чина» во главе с уездным дворянством) для решения общенациональных задач государственно-политического характера, формирования войска на добровольном основании, восстановления институтов управления с широким применением выборного начала.



Второе ополчение. Освобождение от иноземных захватчиков.
1611-1612

В начало

Минин и Пожарский
Минин и Пожарский

Второе ополчение 1611–12 (Земское ополчение, Народное ополчение), военное формирование, созданное в Нижнем Новгороде для «очищения» Москвы и изгнания из Русского государствава войск, пришедших во время Речи Посполитой интервенции начала 17 в. Образовано в связи с кризисом и резким ослаблением военного потенциала Первого ополчения 1611. Непосредственным стимулом к созданию Второго ополчения послужило воззвание патриарха Гермогена к жителям Нижнего Новгорода о продолжении борьбы за освобождение (доставлено 25.8(4.9).1611). Инициаторами движения выступили посадские люди, прежде всего новый земский староста К.Минин [избран, по-видимому, 1(11).9.1611]. По его призыву, поддержанному советом представителей всех сословных групп города и уезда (владельч. крестьяне представителей не имели), проведён добровольный сбор денег и имущества, начаты переговоры с отрядами дворян и стрельцов из Смоленска (в то время находились в Арзамасе).

Одновременно для сбора средств «на строение ратным людям» введён принудительный экстраординарный долевой налог (по некоторым данным – «пятая деньга») на имущество и/или доходы всех плательщиков в Нижнем Новгороде и уезде. Позднее проведён принудительный заём денег у иногородних купцов.

1-м воеводой избран после согласования условий стольник кн. Д. М. Пожарский (2-м воеводой стал И. И. Биркин), по его предложению решением межсословного совета ответственным за финансовое и материальное обеспечение назначен К. Минин (именовавшийся с этого времени «выборным человеком»). При предводителях Второго ополчения была образована канцелярия («приказ») во главе с дьяком В. Юдиным.

К 29–30.10(8–9.11).1611 в Нижний Новгород прибыли отряды смолян, а позднее дворяне и стрельцы из Дорогобужа, Белой, Вязьмы (всего до 2–2,5 тыс. воинов), ставшие вместе с местным воинским контингентом (до 1 тыс. ратников из дворян, стрельцов, служилых иноземцев и др.) основой формируемого войска. Было проведено «верстание» денежных окладов ополченцев (в первую очередь дворян) с выплатой части жалованья, выдачей «людских и конских кормов».

Примерно к середине декабря 1611 нижегородский межсословный совет, пополнившийся представителями от ополчений ряда соседних городов, стал Земским правительством («Советом всея земли»). От его имени предводители Второго ополчения обращались к поволжским, северным и центральным городам с призывами о совместных действиях для «очищения от польских и литовских людей» страны и о наведении порядка, с просьбами незамедлительно прислать в Нижний Новгород средства, боеприпасы и воинских людей (поступления начались в дек. 1611).

Воззвание Минина к нижегородцам
Воззвание Минина к нижегородцам
Художник М.Фаюстов

Они предлагали также взять взаимные обязательства «на Московское государство никого не обирать без совета всея земли», при этом полностью отвергали в качестве кандидатур на русский престол М. Мнишек, её сына Ивана и Лжедмитрия III.

Первый военный план Второго ополчения предусматривал скорый (в зимние месяцы) и прямой (через Суздаль) поход на Москву, поэтому в тогдашних обращениях Второго ополчения не было критики в адрес Первого ополчения. Однако в январе 1612, после того как польский гарнизон в Москве получил подкрепление и провиант на несколько месяцев, а предводители Первого ополчения заняли выжидательно-враждебную позицию по отношению ко Второму ополчению. ( И. М. Заруцкий направил передовых казаков в Ярославль с целью распространить свой контроль на богатые северные города) и вступили в контакт с Лжедмитрием III, руководители Второго ополчения изменили стратегию.

В ответ на призывы поволжских и северных городов о помощи они в середине февраля 1612 направили в Ярославль авангард Второго ополчения (казаки Заруцкого были там арестованы), а в конце месяца – основные силы. По пути движения (Балахна – Юрьевец – Кинешма – Кострома – Ярославль) пополнились казна, а за счёт дворян, служилых татар, стрельцов – и отряды Второго ополчения.

В Ярославль Второе ополчение пришло не позднее последней декады марта 1612 и оставалось там 4 месяца За это время было решено большинство первоочередных проблем.

С конца апреля 1612 в Ярославле действовал самый представительный собор («Совет всей земли»): помимо депутатов от традиционных сословий, в него входили и депутаты от посадских людей многих городов, дворцовых и черносошных крестьян.

Документы Второго ополчения рассылались от имени князя Д. М. Пожарского и Земского правительства. Твёрдые организационные и материальные основания Второго ополчения привели к отъезду в апреле – мае 1612 в Ярославль большинства знатных лиц, служилых дворян, дьяков и подьячих Первого ополчения.

К лету в Ярославле работали около 10 приказов; наладились прочные связи с подконтрольными городами в сферах управления – традиционной (финансово-налоговой, административно-судебной) и вызванной обстоятельствами (мобилизация воинских людей, оружия, боеприпасов, продовольствия и провианта).

Ополчение Минина и Пожарского
Ополчение Минина и Пожарского

К июню 1612 отряды Второго ополчения. разбили и вытеснили казаков Первого ополчения (часть станиц перешла на сторону Второго ополчения) из городов Верхнего Поволжья и с территории на границе с Новгородской землёй, из ряда центральных городов (Ростов, Переяславль), установили прочный контроль над Владимиро-Суздальским регионом и соседними уездами. Власть руководителей Второго ополчения признавали северные и сибирские города, Среднее Поволжье (Казань в значительной мере формально), некоторые другие территории. В нескольких городах сменили воевод и усилили гарнизоны. По распоряжениям предводителей Второго ополчения взимались привычные налоги, недоимки за прошлые годы, таможенные и иные сборы, широко практиковались принудительные займы, особенно у крупных купцов и монастырей. Собранные средства расходовались главным образом на жалованье ратным людям. Войско Второго ополчения заметно усилилось (к середине июля 1612 не менее 15–20 тыс. ратников) за счёт новых корпораций уездных дворян, отрядов стрельцов, романо вских мурз, сибирских и касимовских служилых татар, вновь присоединившихся казачьих станиц и контингентов «даточных людей» из Вологды и уездов Поморья. Увеличился и его артиллерийский парк.

Руководители Второго ополчения рассматривали Новгород и новгородские крепости, занятые летом 1611 шведскими войсками, как неотъемлемую часть Русского государства. Они не отвергали приговор Первого ополчения от 23.6(3.7).1611 об избрании русским царём одного из шведских принцев, однако настаивали на обязательных предварительных условиях: претендент (в 1612 речь шла о Карле Филиппе) должен незамедлительно прибыть в Россию, принять православие, лишь затем делегация депутатов выборного земского собора согласует на переговорах и оформит договором условия его пребывания на царском троне. При обмене посольствами между Новгородом и Земским правительством в апреле – июне 1612 выяснилось, что эти условия не выполняются, и последующие контакты были заморожены (до освобождения Москвы).

Попутным, но важным следствием переговоров стала нейтрализация возможных военных планов шведов, хотя руководители Второго ополчения и приняли ряд превентивных мер (отправили дополнительные силы и восстановили крепостные сооружения в близких к новгородскому рубежу городах).

Уже в апреле 1612 руководители Второго ополчения в широко рассылавшихся по стране грамотах обвинили начальников Первого ополчения (прежде всего И. М. Заруцкого) во «многих неправдах» (убийстве П. П. Ляпунова, грабежах и убийствах «на дорогах», осуществлявшихся казаками, раздаче городов и сёл «своим советникам», присяге Лжедмитрию III).

Военно-политическая ситуация вынудила руководителей Первого ополчения искать примирения с Вторым ополчением и поддержки у него. Они публично признали ошибкой присягу «псковскому вору», в июне отправили в Ярославль большое посольство с призывом срочно идти для «очищения» Москвы. Ситуация изменилась к середине июля, когда подтвердилась информация о скором подходе к столице польского корпуса гетмана Я. К. Ходкевича с большим обозом. В те же дни, по некоторым данным, было совершено неудавшееся покушение на кн. Д. М. Пожарского; заговорщиков поймали, на публичном суде они заявили, что их послал Заруцкий. Тогда же к Москве был отправлен отряд Второго ополчения во главе с М. С. Дмитриевым (св. 400 конных воинов), расположившийся 24.7(3.8).1612 в острожке у Петровских ворот, отдельно от ратников Первого ополчения. 28.7(7.8).1612 из-под Москвы ушёл Заруцкий с отрядом до 3 тыс. ратников, а 2(12).8.1612 к Москве прибыл отряд кн. Д. П. Лопаты Пожарского (св. 700 конных воинов), устроивший острог у Тверских ворот.

Освобождение Москвы 1612
Освобождение Москвы 1612

27.7(6.8).1612 или 28.7(7.8).1612 к Москве выступили и главные силы Второго ополчения. По дороге его предводители ответили отказом гонцу отряда наёмников, прибывших в Архангельск. Примерно в то же время они получили от князя Д. Т. Трубецкого информацию об уходе И. М. Заруцкого и продвижении Я. К. Ходкевича к Москве.

20(30).8.1612 гл. силы Второго ополчения расположились от Чертолья до Арбатских ворот и приступили к возведению оборонительных сооружений.

21(31).8.1612 Ходкевич подошёл к Поклонной горе. В сумме численность отрядов Первого ополчения и Второго ополчения превосходила совокупные силы польского гарнизона и войск Ходкевича (до 15–18 тыс. против 12–13 тыс. чел.). Однако силы Ходкевича были лучше вооружены, имели военную выучку и опыт, выгодные позиции, а главное – им противостояли две разъединённые армии.

22.8(1.9).1612 началось решающее сражение. С утра Ходкевич нанёс главный удар по отрядам Д. М. Пожарского, стремясь пробиться к Кремлю и провести туда огромный обоз самым коротким путём. В критический момент многочасового боя, когда ополченцы были атакованы с тыла частью сил польского гарнизона, исход сражения решила стремительная атака во фланг наступавшим, предпринятая пятью отборными сотнями всадников Второго ополчения (ими Пожарский усилил накануне отряды Трубецкого в Замоскворечье) и частью казаков Первого ополчения. Понеся большие потери, Ходкевич отступил в свой лагерь (ночью благодаря измене ему удалось провести в Кремль до 500 чел.).

24.8(3.9).1612 ожесточённое сражение продолжилось в Замоскворечье (туда накануне переправился гетман с войсками и обозом, а за ними перешли значительные силы Пожарского). После многочасового боя отряды Второго ополчения отступили в лагерь, отступили и казаки Трубецкого. Исход сражения решили фронтальная атака казачьей пехоты (по призыву Авраамия Палицына) и удар во фланг противника (у Крымского двора) отборного отряда Второго ополчения под началом К. Минина. Потери личного состава в войске Ходкевича были весьма значительны, оно утратило также большую часть обоза (свыше 400 возов), задачи похода остались невыполненными. Пообещав гарнизону вернуться через три недели, гетман с уцелевшими силами отступил 28.8(7.9).1612 по Смоленской дороге.

Попытка штурма и обстрел Кремля войсками Второго ополчения в сентябре 1612 решительного результата не имели. В конце сент. 1612 произошло политическое, организационное и военное объединение ополчений. Стало единым Земское правительство, над ним и во главе объединённых сил стояли Д. М. Пожарский и Д. Т. Трубецкой (в документах первым писался имевший чин боярина Трубецкой, хотя в управлении определяющую роль играл Пожарский). Соединились приказы (более 12) при ведущей роли дьяков и приказных Второго ополчения (куратором налогово-финансовой сферы остался К. Минин). «Верстание» и выплаты жалованья охватывали уже всё объединённое ополчение.

Изгнание поляков из Кремля
Изгнание поляков из Кремля
Художник Лисснер Э.Э.

Несмотря на сильнейший голод, гарнизон Речи Посполитой отказывался сдаться в сентябре и в октябре. После непродолжительного штурма ополченцы 22.10(1.11).1612 заняли Китай-город, после чего 26.10(5.11).1612 командиры польского гарнизона согласились на условия капитуляции и выпустили из Кремля бояр и других знатных русских пленных с семьями.

27.10(6.11).1612 гарнизон капитулировал: один польский полк вошёл в лагерь Пожарского, второй – в лагерь Трубецкого (вопреки условиям капитуляции казаки перебили почти всех солдат полка), в тот же день войска объединённого ополчения вошли в Кремль.

1(11).11.1612 состоялся крестный ход и молебен в Успенском соборе. В ближайшие после этого дни из Москвы разъехались подавляющая часть уездных дворян и все «даточные люди». Кампания 1612 закончилась безуспешным походом короля Сигизмунда III, который отступил в Речь Посполиту из-под стен не сдавшегося Волоколамска.

Главной задачей «бояр-правителей» Пожарского и Трубецкого, в ноябре 1612 – начале января 1613 стоявших во главе Земского правительства, стал созыв всеобщего земского собора. Его работа началась в 1-й половине января 1613. Распоряжения от имени Пожарского и Трубецкого выдавались вплоть до 25.2(6.3). 1612, хотя окончательно избрание Михаила Фёдоровича Романова царём и присяга ему в столице состоялись ещё 21.2(3.3).1613. Позднее (до приезда в столицу нового царя) документы в Москве адресовались старейшему члену Боярской думы боярину кн. Ф. И. Мстиславскому «с товарищи».



Большая российская энциклопедия

Шведы в Смутное время

В начало

Встреча Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди под Новгородом.
Встреча Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди под Новгородом.

В феврале 1609 года, борясь с Лжедмитрием II, Василий Шуйский заключил союз со Швецией, который предусматривал предоставление Швецией России значительного войска наемников в обмен на крепость Корелу с уездом и отказ России от Ливонии. Весной 1609 года шведские войска начали прибывать в Новгородскую землю, что послужило поводом для открытой польской интервенции.

Весной 1610 года русские войска с шведскими наемниками выступили к Смоленску против армии польского короля Сигизмунда, однако потерпели поражение при селе Клушине под Можайском (24 июня 1610), что ускорило свержение Шуйского и установление "Семибоярщины".

Поводом к выступлению Швеции против России стало избрание московскими боярами на российский престол польского королевича Владислава. Узнав о переориентации Москвы, шведы, которые находились в состоянии войны с Польшей, начали военные действия и против русских. Для шведской стороны открывалась благоприятная возможность крупных территориальных приобретений на севере России. Наиболее крупной удачей шведов стало взятие ими Новгорода.

Взятие Новгорода шведами 1611
Взятие Новгорода шведами 1611

Взятие Новгорода (1611).

В марте 1611 г. шведское войско под командованием генерала Я. П. Делагарди подошло к Новгороду. Горожане закрыли ворота и решили защищаться. В мае в город прибыл с отрядом представитель Первого ополчения воевода Бутурлин. Однако он не обладал достаточными силами, чтобы одолеть шведов. Решив не дожидаться, пока к русским подойдут новые подкрепления, шведское войско 8 июля 1611 г. предприняло штурм Новгорода, но потерпело неудачу.

Успех не только воодушевил новгородцев, но и сделал их более беспечными, этим воспользовался Делагарди. Ночью 16 июля с помощью изменника шведы проникли в город через неохраняемые Чудинцовские ворота. Подавив отдельные очаги сопротивления, шведское войско овладело Новгородом. После этого новгородцы признали своим покровителем короля Швеции и призвали остальные российские области признать их царем шведского королевича Филиппа.

Сражение при Бронницах (1614).

В 1614 году новое московское правительство возобновило военные действия против шведов, стремясь отбить у них Новгород. К городу было отправлено войско под командованием князя Дмитрия Трубецкого. Дойдя до Бронниц (30 км к юго-западу от Новгорода), бывший соратник Заруцкого встал там лагерем. В русском стане царила атмосфера времен Первого ополчения. Никто не хотел никому подчиняться. Воеводы ссорились друг с другом, а рядовой состав занимался грабежами окрестных деревень. Воспользовавшись разложением русского войска, Делагарди 14 июля 1614 г. нанес Трубецкому сильное поражение и блокировал его лагерь, в котором вскоре начался голод. Узнав об этом, царь Михаил Федорович велел Трубецкому отступать к Торжку. При прорыве из окружения русские понесли большие потери. По свидетельству летописи, воеводы едва ушли пешком. Неудача п од Новгородом позволила новому шведскому королю Густаву-Адольфу активизировать военные действия и овладеть в сентябре 1614 г. сильной крепостью Гдов, которая прикрывала с севера дорогу на Псков.

Оборона Тихвинского монастыря (1613-1615).

Более удачно сложилась для русских оборона Тихвинского монастыря, где горстка героев остановила натиск профессионального войска. Первая попытка Делагарди овладеть монастырем в 1613-1614 гг. была отражена монахами и окрестными жителями. 14 сентября 1614 г. Делагарди снял осаду

Тихвинский монастырь
Тихвинский монастырь

В 1615 г. шведы еще раз попытались овладеть монастырем, но вновь потерпели неудачу. Согласно легенде, отразить грозный натиск православным воинам помогло заступничество знаменитой Тихвинской иконы Божией матери, находившейся в монастыре. Предание гласит, что монахи, испугавшись поначалу численности шведской армии, решили покинуть монастырь и забрать с собой в Москву образ Богоматери Тихвинской. Но когда они попытались взять икону, никто не смог сдвинуть ее с места. Тогда вместе с иконой остались в монастыре и его защитники.

Псковская оборона (1615)

Псковская оборона (1615).

Кульминацией русско-шведской борьбы в 1614-1615 гг. стала героическая оборона Пскова. На следующий год после взятия Гдова шведский король Густав-Адольф двинулся на Псков. 30 июня 1615 г. его войско (16 тыс. чел.) осадило эту крепость, которую защищал гарнизон под командованием воевод Морозова и Бутурлина. Попытка шведов взять город с ходу окончилась неудачей. Их первый натиск был отражен с большими потерями. Среди убитых оказался и новгородский наместник, фельдмаршал Эверт Горн. Тогда король перешел к осаде, создав вокруг города ряд укрепленных траншеями лагерей. 9 октября, выпустив по городу 700 зажигательных ядер, шведы пошли на генеральный приступ псковских укреплений. Но и он потерпел полную неудачу. Защитники крепости геройски отразили все атаки, нанеся атакующим значительный урон. После поражения под Псковом Густав-Адольф не решился затягивать военные действия. Швеция планировала возобновить борьбу с Польшей за Прибалтику и не была готова к затяжной войне с Россией.

Столбовский мир (заключен 27.02.1617 в д.Столбово близ Тихвина).

Убедившись в твердости русских, шведское руководство, при посредничестве Англии, вступило с ними в мирные переговоры. Они завершились подписанием Столбовского мира.

Столбовский мир
Территории отошедшие Швеции по Столбовскому договору

Швеция возвращала России Новгород, Старую Руссу и др., но оставляла за собой Корелу (Кексгольм), Ивангород, Ям, Копорье, Орешек. Новгородская земля не стала шведским протекторатом, но Россия полностью теряла выход к Балтийскому морю. Столбовский мир увенчал успехом многовековые усилия Швеции. Отныне русско-шведская граница на западе стала проходить по речке Лавуя (восточнее Орешка). "У России отнято море, и, Бог даст, теперь русским трудно будет перепрыгнуть через этот ручеек", - так выразил Густав-Адольф суть подписанного соглашения.



Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России М. "Вече", 2000.

Cовременники о Смутном времени

В начало

Летописец
Летописец
Художник А.Н. Новоскольцев

Смутное время начала XVII в. положило начало новому этапу в истории России. В обществе произошли значительные перемены: появилась новая правящая династия, на долгое время сформировалось отрицательное отношение к носителям западноевропейской культуры, страна оказалась разоренной. Последствия Смутного времени изживались на протяжение десятилетий, и все же полностью восстановить прежние формы жизни было невозможно. Смута стала в определенном смысле рубежом в истории позднесредневековой России. Людей XVII в. волновали и интересовали эти изменения в их жизни, осмыслить которые они пытались через оценку событий Смутного времени. В связи с этим Смуте посвящен большой комплекс литературно-исторических произведений XVII в., жанр которых можно определить, как историческую публицистику. Данная литература, созданная на протяжении всего XVII в., посвящена событиям рубежа XVI–XVII вв. и первого десятилетия XVII в.

Одни из произведений о Смуте отличаются подробностью изложения, другие – образностью характеристик, но все они объединены стремлением осмыслить эпоху недавнего прошлого, столь сильно повлиявшую на настоящее.

Самым популярным из них ранних сочинений о Смуте стала "Повесть, како отомсти всевидящее око Христос Годунову пролитие неповинные крови нового страстотерпца благоверного царевича Дмитрея Угличьскаго" и ее более поздняя переработка "Повесть, како восхити неправдою на Москве царский престол Борис Годунов...".

"Повесть, како отомсти всевидящее око Христос Годунову пролитие неповинные крови новаго страстотерпца благовернаго царевича Дмитрея Угличьскаго" была составлена в Троице-Сергиевом монастыре одним из монахов, который был очевидцем большинства событий (за исключением заграничных похождений Григория Отрепьева и еще нескольких эпизодов), о которых написал. В произведении излагаются события конца XVI – начала XVII в. (до избрания на царство Василия Шуйского), причем автор не только не скрывает своих политических взглядов, но даже страстно их пропагандирует: виновником всех несчастий объявлен Борис Годунов – убийца царевича Димитрия и фактический узурпатор царского престола. По сравнению с Годуновым даже Григорий Отрепьев не выглядит злодеем, хотя автор его и осуждает. Положительный персонаж повести – нововенчанный царь Василий Шуйский, с именем которого связываются надежды на окончание Смуты. Произведение написано книжным языком. Автор сам заявляет, что за образец повествования взял Хронику Константина Манасии. Возможно, именно литературные достоинства обеспечили данной повести популярность в исторической письменности XVII в.

Мария Нагая и царевич Димитрий
Мария Нагая и царевич Димитрий
Художник Блинков Сергей Витальевич

Одно из самых ранних литературных произведений о Смутном времени – так называемая "Повесть о Смуте из статейного списка", которая была составлена непосредственно после убийства Лжедмитрия I как руководство для послов в Речь Посполитую князя Г. К. Волконского и дьяка А. Иванова, отправленных новым царем Василием Шуйским непосредственно после коронации. Описанием коронации Шуйского, состоявшейся 1 июня 1606 г. и завершается текст произведения. По-видимому, в это время повесть и была составлена. Текст "Повести о Смуте из статейного списка" дошел в составе статейного списка посольства Г. К. Волконского и А. Иванова. Отправляя послов к польскому королю Сигизмунду III, Василий Шуйский пытался наладить мирные отношения с Речью Посполитой. Отсюда в повести резкие обвинения в адрес Лжедмитрия I, которые должны оправдать его свержение с престола и расправу над ним.

Произведения, созданные во время Смуты, носят ярко выраженный публицистический характер, что выражается и в их взаимовлиянии: однажды найденная удачная форма подачи материала переходит из текста в текст. Это особенно хорошо видно на примере жанра чудесных видений. Люди были настолько измучены непрекращающимися военными действиями, грабежами и убийствами, что окончание бедствий ожидали не от правительства, а от божественного вмешательства. В такой обстановке мистические настроения, вообще довольно сильные в обществе, проявлялись все чаще. Следствием этого стали видения различным лицам, в которых говорилось об окончании Смуты и которые записывались и оформлялись в виде самостоятельных произведений.

Первым из таких произведений, повлиявшим на последующие, стала "Повесть о видении некоему мужу духовну"протопопа кремлевского Благовещенского собора Терентия, написанная в 1606 г. в ожидании нападения на Москву войск И. Болотникова. "Повесть о видении в Новгороде" рассказывает о видении новгородских чудотворцев некоему монаху Варлааму в Софийском соборе накануне захвата Новгорода шведами в 1611 г. Используя в качестве источника произведение протопопа Терентия, автор новгородской повести изменяет ее главную идею. Терентий повествует о видении "некоему святу мужу" Богородицы и Иисуса Христа в московском Успенском соборе. Согласно видению Богородица вымолила у Христа спасение России, обязательным условием которого было объявлено всеобщее покаяние. В новгородском видении Богородица, окруженная сонмом новгородских святых, за грехи людей предаст город в руки врагов. Из этого исследователи делают вывод, что новгородская повесть написана уже после оккупации Новгорода шведами. "Повесть о видении в Нижнем Новгороде ", также написанная в 1611 г., но еще до захвата Новгорода шведами (во всяком случае автор не знал об этом), также использует повесть Терентия в качестве источника, вводя в сюжет нижегородские реалии. В частности, заслуживает внимания призыв к всенародному единению перед лицом врагов, который сыграл решающую роль позднее, при формировании второго ополчения. С нижегородской повестью связана и "Повесть о видении во Владимире", сходная с ней по сюжету; только во Владимире визионером стала женщина, которой явилась Богородица. Обе повести, нижегородская и владимирская, рассылались в 1611 г. по городам, являясь составной частью патриотической переписки между последними, которая предшествовала созданию ополчения.

Смерть Лжедмитрия
Смутное время. Смерть Лжедмитрия
Художник Сергей Кириллов

Целый ряд сочинений был создан после окончания Смутного времени, но их авторами являлись непосредственные участники событий. К этим произведениям следует отнести и главы о Смуте Хронографа редакции 1617 г., и Новый летописец, и некоторые памятники агиографии (например, "Житие царевича Димитрия"). Особое место занимают авторские сочинения, в которых предпринимаются попытки осознать недавние события. При этом сглаживаются противоречия, даются более нейтральные характеристики некоторым одиозным фигурам. Так, гораздо более сдержанно авторы отзываются о Василии Шуйском и его царствовании.

Кроме того, описание Смуты используется авторами для выражения своих политических и мировоззренческих позиций. Одна из таких повестей написана князем Иваном Михайловичем Катыревым-Ростовским, который несмотря на относительно невысокий чин московского дворянина принадлежал к высшей знати России того времени. Помимо знатного происхождения, И. М. Катырев-Ростовский был в свойственных отношениях с новой династией: его первая жена – дочь патриарха Филарета и, соответственно, сестра царя Михаила Федоровича. Князь за чинами не гнался, но служил честно, насколько это возможно при всеобщем "шатании" в Смутное время. В 1608 г. он все же впал в немилость к Василию Шуйскому и был послан на воеводство в далекий Тобольск, где и пробыл до конца Смуты. Таким образом, И. М. Катырев-Ростовский являлся очевидцем не всех событий, о которых писал. Его повесть не изобилует эмоциональными оценками, в ней нет и пересказа мелких фактов. Борису Годунову дается в целом положительная характеристика, сохраняется беспристрастность по отношению к Василию Шуйскому. Григорий Отрепьев, без сомнения, выведен как отрицательный герой повести, но замечательно, что автор обвиняет его за конкретные поступки и действия. Несмотря на явную близость к Романовым, И. М. Катырев-Ростовский избегает прямых похвал в адрес Филарета. В этом сочинении, написанном непосредственно после окончании Смуты, присутствуют элементы историзма, что позволяет отнести его уже не к публицистике, а к исторической прозе.

Минин и Пожарский
Минин и Пожарский
Художник Скотти М.И.

Сочинение о Смуте князя Ивана Андреевича Хворостинина также отражает характер и воззрения автора. Совсем юным И. А. Хворостинин служил при дворе Лжедмитрия I, был у него в фаворе, а затем, после его свержения, оказался в опале. Дальнейшая служба И. А. Хворостинина сопровождалась периодическими обвинениями в симпатиях к католичеству и западноевропейской культуре. Современники отзываются о нем как о высокомерном, неприятном в общении человеке. Под стать автору и его сочинение "Словеса дней, и царей, и святителей московских...", в котором И. А. Хворостинин сосредоточивается на собственной фигуре, причем старается себя всячески обелить и подчеркнуть свое значение в событиях Смуты. В реальности оно было не столь велико. Событийный ряд в сочинении И. А. Хворостинина представлен на редкость бедно, укажем как пример, что в тексте отсутствуют даты. Несмотря на это просматривается центральный герой эпохи, которым, по мнению автора, был патриарх Гермоген.

Произведение князя Семена Ивановича Шаховского представляет собой трактат о царевиче Димитрии. Источником трактата стала повесть И. М. Катырева-Ростовского. Сочинение С. И. Шаховского сближает со "Словесами дней, и царей, и святителей московских..." И. А. Хворостинина именно литературная составляющая, в тексте упомянуто минимальное количество фактов. Произведение состоит из двух частей: жития царевича Димитрия и повествования о Лжедмитрий I ("Повесть о некоем мнисе, како послася от Бога на царя Бориса"). Эти части связаны хронологически, тематически и литературно. Через все сочинение проходит идея возмездия Борису Годунову за его грехи и тема смирения, которое является спасительным в любой жизненной ситуации. Перед нами попытка осмыслить исторический опыт Смутного времени, придать историческому повествованию нравоучительный характер.

Смуту описывали не только аристократы, но и представители других слоев населения. Из сочинений, написанных церковными авторами, самым известным стала "История" келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына – деятельного участника событий Смутного времени. В период осады польскими войсками Троице-Сергиева монастыря А. Палицын участвовал в сочинении грамот патриотического содержания, которые рассылались по городам и сыграли значительную роль в единении общества. В "Истории" троицкий келарь рассказывает о событиях, хорошо ему известных: об осаде Троице-Сергиева монастыря. Автор пишет о своей роли в защите монастыря, подчеркивая, подобно И. А. Хворостинину, значительность своих действий. В то же время сочинение А. Палицына наполнено фактическими деталями, диалогами действующих лиц. Автор явно стремился запечатлеть исторический процесс во всем его многообразии, и в этом "История" сближается с повестью И. М. Катырева-Ростовского. Важно в произведении А. Палицына осознание роли народных масс в историческом процессе, в этом он как историк оказался состоятельнее своих современников.

Избавление от Смуты
Избавление от Смуты
Художник В.И. Нестеренко

Из приказной среды вышел Иван Тимофеев – автор еще одного известного произведения о Смуте, так называемого "Временника".

"Временник" написан тяжелым витиеватым языком, свидетельствующим о попытке автора подделаться под стиль церковной книжности, а также о том, что он этим стилем не владел. И. Тимофеев описывает бедствия, постигшие Русскую землю, причем, задаваясь вопросом о причине этих бедствий, критикует внутреннюю политику Ивана Грозного и Бориса изменивших "законный порядок" реформы и пр. Здесь, как и в других сочинениях, созданных современниками Смуты после ее окончания, заметно стремление осмыслить события недавнего прошлого.

Отдельную группу составляют компиляции, опирающиеся на сочинения современников Смуты. Часто они соединяют фрагменты нескольких источников, которые противоречат один другому в оценках событий. Эти источники как бы "говорят разными голосами".

Например, в составленном в 1630–1640-е гг. тексте "Иное сказание" повествование ведется с привлечением "Повести, како отомсти всевидящее око Христос Годунову пролитие неповинные крови новаго страстотерпца благовернаго царевича Дмитрея Угличьскаго" и Хронографа редакции 1617 г. В свою очередь, "Иное сказание" широко использовано в тексте Хронографа редакции 1620 г.

Компиляцией является и так называемая "Рукопись Филарета", в действительности не имеющая к патриарху Филарету отношения (эта безосновательная атрибуция появилась в конце XVII в.). Она написана в 1620-е гг. на столбце, как полагают, в Посольском приказе. Среди ее источников выделяют повесть И. М. Катырева-Ростовского и, предположительно, Новый летописец.

Новый летописец был составлен около 1630 г. Он освещал события Смутного времени с позиций Романовых и, в частности, патриарха Филарета. Несмотря на свое название, данное произведение летописью не является. Оно разделено на главы, каждая из них представляет собой законченное повествование, в котором даты хотя и присутствуют, но не являются главной и непременной частью рассказа. В заголовке Нового летописца присутствуют слова "степень царя Федора Иоанновича", что наводит на мысль, что автор или авторы сочинения ставили целью продолжить текст Степенной книги, которая завершается на степени Ивана Грозного. Новый летописец был чрезвычайно популярен в XVII в., известно несколько десятков его списков. Стиль его повествования существенно повлиял на исторические сочинения последующего времени.

Смута занимала умы русских людей на протяжение всего XVII в. На примере повестей и сказаний о Смутном времени можно проследить процесс превращения современности в историю, а публицистики – в историографию.