КИР-2016

Мережковский Дмитрий Сергеевич

Мережковский Дмитрий Сергеевич
Мережковский Дмитрий Сергеевич
1865-1941

Мережковский Дмитрий Сергеевич – русcкий писатель, литературный критик, переводчик, религиозный мыслитель.

Родился 2(14) августа 1865 года в Санкт-Петербурге. Сын чиновника дворцового ведомства; брат К. С. Мережковского. Муж З. Н. Гиппиус.

Окончил в 1888 году историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета

В 1890–1910-е гг. сотрудничал в журналах «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Вопросы жизни», «Весы», «Русская мысль»; один из инициаторов создания Религиозно-философских собраний.

Дебютировал в печати как поэт (1881). Раннее творчество Мережковского отмечено влиянием С. Я. Надсона и народнической поэзии: сборник «Стихотворения. 1883–1887» (1888).

Глубокое впечатление на Мережковского произвела встреча с Ф. М. Достоевским, состоявшаяся в конце 1880 года.

В 1889–91 пережил, по собственному выражению, «религиозный переворот», после чего обратился к религиозно-филосовской проблематике.

С конца 1880-х гг. выступал и как литературный критик. Один из основоположников русского символизма: поэтические сборники «Символы. (Песни и поэмы)» (1892), «Новые стихотворения. 1891–1895» (1896), книга «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893).

Широкую известность в России и за рубежом Мережковскому принесли историко-филосовская трилогия «Христос и Антихрист» [романы «Смерть Богов. Юлиан Отступник» (1895, под названием «Отверженный»; отд. изд. – 1896), «Воскресшие Боги. (Леонардо да Винчи)» (1900; отд. изд. – 1901), «Антихрист» (1904–05, под названием «Антихрист. Пётр и Алексей»; отд. изд. – 1905)] и литературно-филосовское исследование «Л. Толстой и Достоевский» (отд. изд. – 1901–02).

На рубеже 19–20 вв. происходит формирование «неохристианской» концепции Мережковского (идея «третьего Завета», «Царства Св. Духа»), перекликающейся с учением Иоахима Флорского, и начало деятельности по созданию «нового религиозного сознания» и «Церкви Третьего Завета».

С начала 1900-х гг. поэтическая активность Мережковского слабеет; итоговые поэтические сборники состоят в основном из произведений 1880–90-х гг.: «Собрание стихов. 1883–1903» (1904) и «Собрание стихов. 1883–1910» (1910). Популярностью пользовались филосовские эссе о русской и мировой литературере: книги «Вечные спутники: портреты из всемирной литературы» (1897), «Судьба Гоголя. Творчество, жизнь и религия» (1903; отд. изд. под названием «Гоголь и чёрт. Исследование» – 1906); «Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев» (1915); очерки «Пророк русской революции. К юбилею Достоевского» (1906), «М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» (1909), «Завет Белинского. Религиозность и общественность русской интеллигенции» (1915).

С 1905 года печатался также как публицист, выступая против политической реакции, милитаризма и крайностей революционного экстремизма: статья «Грядущий Хам» (1905), сборники статей «Не мир, но меч. К будущей критике христианства», «В тихом омуте» (оба 1908), «Больная Россия» (1910); «Было и будет. Дневник 1910–1914» (1915), книга «Зачем воскрес? Религиозная личность и общественность» (1916), «Невоенный дневник. 1914–1916» (1917) и др.

Сборник статей М., З. Н. Гиппиус и Д. В. Философова «Царь и революция» (1907; на франц. языке; рус. пер. 1999) был запрещён русской цензурой. Отрицательное отношение Мережковского к самодержавию нашло выражение в исторической трилогии «Царство Зверя» [драма «Павел I» (1908), романы «Александр I» (1911–1912; отд. изд. – 1913) и «14 декабря» (1918)] и в пьесе «Царевич Алексей» (издана в 1920).

В 1906–14 жил в Париже, периодически приезжая в Россию. Приветствовал Февральскую революцию 1917 года, но не принял большевистского режима; в декабре 1919 года эмигрировал в Польшу, где в 1920 году вместе с Б. В. Савинковым принимал деятельное участие в организации антибольшевистской борьбы.

В ноябре 1920 года переехал в Париж. Сотрудничал в газете «Последние новости», журналах «Современные записки», «Новый дом», «Новый корабль»; совместно с Гиппиус стал организатором литературно-филосовского обществава «Зелёная лампа».

В 1934–37 подолгу жил в Италии.

Убеждённый противник любых форм тоталитаризма (как большевизма, так и нацизма), Мережковский, после нападения А. Гитлера на СССР, связывал с ним свои надежды на уничтожение большевистского режима в России.

1 сентября 1939 года начало Второй мировой войны супруги встретили в Париже. Незадолго до этого Мережковский передал Л. М. Лифарю рукопись эссе «Тайна русской революции». Летом американская киностудия Paramount и французская Association des Auteurs de Films приняли к постановке сценарий Мережковского «Жизнь Данте», но из-за начала войны съемки не состоялись. 9 сентября, опасаясь бомбардировок, Мережковские, вместе с десятками тысяч парижан выехали из Парижа и поселились в Биаррице на юге Франции. Проведя здесь три месяца (в обществе Г. В. Иванова и И. В. Одоевцевой, французских и английских военных), они вернулись в столицу, где провели зиму и весну 1940 года.

В начале июня начались бомбардировки Парижа, супруги вновь «эвакуировались» в Биарриц, но 27 июня сюда вошли гитлеровцы, и осенью Мережковские вернулись в столицу, где некоторое время вынуждены были ночевать у знакомых и жить в приюте для беженцев. 14 августа 1940 года в Биаррице прошло чествование Мережковского по случаю его 75-летия под председательством Клода Фаррера, в комитет по организации которого входили П. Н. Милюков, И. А. Бунин, В. А. Маклаков и М. А. Алданов. Торжество принесло юбиляру и 7 тысяч франков: это позволило супругам снять виллу «El Recret». Здесь писатель успел завершить «Святого Иоанна Креста» и сразу же начал работать над «Святой Терезой Авильской» и «Маленькой Терезой».

Заклейменный русской эмиграцией за германофильство, писатель оказался в общественной изоляции. Между тем (как отмечает О. Волкогонова), саму речь Мережковского мало кто слышал: «Объективно, прогитлеровскими в ней были лишь процитированные выше слова, весь же остальной текст выступления был посвящён критике большевизма, заканчивалась же речь пламенными строками Гиппиус о России (совершенно несовместимыми с гитлеровскими планами славянского геноцида)». Вести о зверствах гитлеровских войск в России заставили Мережковского усомниться в своем выборе; незадолго до смерти он, по свидетельству близкого к кругу З. Гиппиус поэта В. А. Мамченко, осуждал Гитлера.

Последние месяцы жизни Мережковский непрерывно работал: прочёл публичные лекции о Леонардо да Винчи и Паскале, пытался прочесть доклад о Наполеоне, но он был запрещён оккупационными властями. К июню 1941 года у Мережковских кончились деньги: выселенные из виллы за неуплату, они сняли на лето меблированные комнаты. В сентябре, одолжив деньги у знакомых, супруги вернулись в парижскую квартиру. Истощённый физически и морально, Мережковский до последних дней пытался работать над «Маленькой Терезой», но она так и осталась неоконченной.

Мережковский скоропостижно скончался 7 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг. 10 декабря состоялись отпевание в православном храме Святого Александра Невского на улице Дарю и похороны на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа; здесь присутствовало всего лишь несколько человек, а могильный памятник был поставлен на подаяние французских издателей. Надгробие — белый обелиск, повторяющий контуры византийского православного храма, увенчанный маковкой с «восьмиконечным» православным крестом, — в нише своей имело изображение Пресвятой Троицы в обрамлении слов из прошения молитвы Господней: «Да приидет Царствие Твое».


Книги автора:

"14 декабря"